Главная задача - разбудить детей
Этих детей мало накормить, мало одеть, главная задача - их разбудить. Потому что подавляющее большинство детей сирот, попадающих в наш детский дом, страдают очень глубокими заболеваниями на соматическом и психическом уровне, и порой - необратимыми.
Очень многие говорят, что наш контингент детей нуждается в особой защите со стороны государства, потому что в их случае речь идёт о скрытой инвалидности этих детей. Я собираюсь как раз написать по этому поводу статью, хотя мало кого она, наверное, заинтересует, но, тем не менее, может она кого-то и потревожит.
Большинство из наших детей не способно в дальнейшем встроиться в жизнь, у них очень большая задержка психического развития, у них органическое нарушение нервной системы. У большинства детей нарушен инстинкт привязанности, мотивации. И речь идет о реабилитации скрытой формы инвалидности - именно так должна рассматриваться наша работа. И для всего этого необходимы очень мощные медико-психолого-педагогические методики по оздоровлению этих детей как физически, так и психологически. Я бы сказал еще и духовно, потому что в нравственном аспекте у этих детей наблюдаются очень большие повреждения из-за того, что они видели и пережили на первых годах своей жизни - это искалечило их психику.
Нужны очень мощные спортивные секции. Необходимо загружать эмоциональную сферу жизни этих детей, развивать эмоциональную сферу. Без этого невозможно выпустить их из нашего детского дома людьми. В противном случае мы будем выпускать скот, который в итоге пойдёт по тюрьмам. Собственно говоря именно так всё и происходит - либо они спиваются, снюхиваются через 3 года после выпуска из государственного детского дома, либо большая часть попадает в тюрьму. Статистика говорит о том, что только каждый 10-й ребенок социализируется, заводит свою семью. В нашем детском доме статистика немного получше, чем приведенная, но тем не менее работа необходима огромная. Это и спортивные секции, и оборудование, и компьютерный класс, это походы, экскурсии, обсуждения.
Детей необходимо всё время тормошить, загружать. Должна быть обратная связь. Вообще вся педагогика строится на принципе доверия. Если у ребенка нет доверия к педагогу, тогда возникают отношения "Мы и Они". Что бы мы ни говорили - дети замыкаются, и возникает тип психологии сродни психологии в тюрьмах. Мы в роли надзирателей, они в роли заключенных - это самое страшное. Возникают двойные стандарты. Дети начинают вести двойную жизнь.
Многие этим очень сильно обманываются - приезжают в детский дом, к ним бегут детишки, все такие открытые, веселые, ручонки протягивают, но нужно всегда помнить, что такие дети будут вас использовать любыми способами. Им от вас что-то надо, нельзя доверять этим детям. Они и сами четко понимают, кому можно доверять, а кому нельзя. Но, чтобы ребенок стал вам доверять, а лишь в этом случае он станет вас слушать, нужно это доверие заслужить. Когда вы станете авторитетом - он будет делать так, как хотите вы, слушать вас и делать выводы.
Для этого нужно попадать с детьми в какие-то непростые ситуации, которые невозможно смоделировать в стенах детского дома при наличии большого количества детей. Детей надо куда-то уводить, в походы, экспедиции. Мы увозим туда детей коллективом, а привозим уже настоящую команду. Как показала практика, 10 дней в подобном походе проходят более плодотворно, чем 10 месяцев в стенах детского дома при самой тщательной педагогической работе с этми детьми.
Но для всего этого нужны ресурсы, нужны деньги. Нужны средства на покупку билетов, на организацию этих мероприятий, на закупку снаряжения и инвентаря. Всё это очень непросто.
И самое главное - это привлечь людей. Привлечь педагогов, которые согласятся работать, а привлечь их на ту зарплату, которую им выплачивает государство - невозможно. У нас мужчин воспитателей раз-два и обчелся. В основном это женщины, которым деваться, несчастным, некуда, вот они и влачат нищенское существование на подобную зарплату. Воспитатель получает 8 тыс. рублей. Ну кто будет за такие деньги работать? Мужчина уж точно не станет работать за такие деньги. Нужна какая-то система стимулирования, премирования - это достаточно сложно провести и узаконить, но тем не менее это необходимо делать. Иначе мы обречены на поражение. Нам просто необходимо привлечение кадров, финансирование кадров и создание очень сильной материально-технической базы, способной выполнять решение по реабилитации этих несчастных детей.
протоиерей Андрей Воронин