Оказать помощь на уставные нужды учреждения




Спорт и не только

Александр М.
Межрегиональный фестиваль по скалолазанию, посвященный международному Дню Защиты Детей, с. Ковалево

Алеша И.
Открытое личное первенство НОУ «Ковалевский детский дом» по дзюдо, посвященное Дню Победы.

Алеша К.
Участие в Чемпионате и первенстве по практической стрельбе (из пистолета со сменой стрелковых стоек) в честь Героя Советского Союза Кургузова Ю.П., г. Нерехта

Весь список

Ковалевская детская деревня приглашает приемных родителей

Сайт нашего Детского храмаЕдиный детский телефон доверия 8-800-2000-122 круглосуточно, бесплатно, анонимно

Ковалевский детский дом ищет приёмных родителей!

О нас
  • Всего выпускников из нашего Дома на 15.10.2020 г. – 68 человек.
  • Устроено в различные формы семейного замещения (усыновление, опека, приемная семья) – 46 ребенка.
  • Возвращено в кровную семью – 7 детей.

ЧУ «КОВАЛЕВСКИЙ ЦЕНТР ПОМОЩИ ДЕТЯМ».

Ковалевский центр помощи детям (до сентября 2015 года - Ковалевский детский дом)  был открыт в 1996 году на основании постановления главы администрации Костромской области и приказа начальника управления образования Костромской области.

Детский Дом с первых дней своего существования, вот уже более 20 лет, существует и развивается в рамках частно – государственного партнерства.

УНИКАЛЬНОСТЬ Ковалевского центра помощи детям заключается в том, что он является не государственным учреждением. При соблюдении всех правил и требований, предъявляемых государством к подобным организациям, мы сводим к минимуму формализм и наши подопечные не только проживают в домашних условиях, но живут полноценной домашней жизнью обычных детей.

С государственными структурами у нас исторически сложились дружественные отношения, с их стороны осуществлялся строгий контроль нашей деятельности, финансовые отношения всегда были сложными и неоднозначными.

Ковалевский детский дом находится в 5 км от городского поселения Нерехта, в селе Ковалево. Первоначально он располагался в восстановленном здании сельской школы, в 1999 году был построен новый двухэтажный корпус с проживанием по квартирному типу (площадь 1600 кв.м), в 2000 году закончено строительство современного спортивного зала (800 кв.м.).

Первые годы детский Дом располагался в здании бывшей сельской школы, восстановленной и реконструированной из развалин силами прихожан Преображенской церкви, настоятелем которой являлся о. Андрей Воронин.

Жизнь ребят в детском Доме соответствовала общепринятым в то время в стране нормам: проживали дети в группах, сформированных по возрастному принципу, питались в общей столовой, была игровая комната, спортивная и комната для занятий. Личных вещей у детей не было, только сезонная одежда и обувь, равно как и индивидуального пространства – вещи выдавались по сезону, жили дети в спальнях с тумбочками.

Надо отметить, что с момента открытия Ковалевского детского дома для ребят делалось все возможное, чтобы детский Дом стал им родным, а проживание в нем было комфортным и счастливым.



Но работа строго по «Типовому положению об образовательном учреждении для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» была не эффективной.

С декабря 1999 года система воспитания и жизнеустройства ребят в Ковалевском детском доме коренным образом изменилась. Начала создаваться новая модель учреждения для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Был построен новый жилой корпус с проживанием «по квартирному типу»: в красивом двухэтажном здании теперь расположены квартиры, где живут дети, есть медицинский кабинет, кабинет логопеда, социального педагога, психолога, завуча, комната для дополнительных занятий по разным предметам, современная детская столярная мастерская, большой Каминный зал для праздников и встреч друзей (камин настоящий, действующий).

Были сформированы детские Семьи и начался процесс выработки новой концепции развития детского Дома, его воспитательной и образовательной программ и отработки всех основных положений на практике.


Вся жизнь Дома детей строится вокруг домашнего храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

В 2000-м году к жилому корпусу был пристроен спортзал, один из лучших в области, в котором есть современный скалодром и татами для занятий борьбой, шведские стенки, теннисные столы.

Реконструирован старый корпус, в помещении которого сейчас располагаются современная кухня и столовая, зал с необходимым столярным оборудованием, лыжная база и хранилище спортивного оборудования.

Дети никогда не были замкнуты в строгом пространстве Учреждения. Они всегда посещали городские детские дошкольные организации, учились в обычных школах, занимались в городской спортивной школе, с удовольствием общались со сверстниками и приглашали друзей к себе домой, в Семью.

Все эти годы Ковалевскому центру помощи детям приходится содержать и обслуживать свой транспорт, потому что в с. Ковалево есть только наш Дом, не более двух десятков домов постоянных жителей и, конечно, прекрасная экология. Магазина тоже нет, продукты привозит автолавка. Но есть автобусная остановка и современный уличный таксофон. Автобусное сообщение с городом Нерехта осуществляется два раза в сутки: утром рейс и вечером.

Постоянно ведутся работы по благоустройству территории, построена спортивная площадка на улице и небольшой детский городок, возведены административные и хозяйственные постройки.



В мае 2014 года Правительство РФ своим постановлением № 481 «О деятельности организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» законодательно закрепило модель Дома для детей, которая существовала в Ковалевском детском доме вот уже 17 лет.

В сентябре 2015 года, в связи с изменениями в законодательстве РФ в сфере защиты прав детства, Ковалевский детский дом был переименован в Ковалевский центр помощи детям.

На данный момент Учредителем Ковалевского центра помощи детям является религиозная организация Костромская епархия Русской Православной Церкви.

Деятельность Ковалевского центра помощи детям строится на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритете общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности, защиты прав и интересов воспитанников, в том числе и светского характера образования и воспитания в духе лучших образцов культурно-исторического наследия России. Ковалевский центр помощи детям не является религиозной организацией.

Концепция развития Ковалевского центра помощи детям с первых дней его создания включала в себя работу по подбору   детям приемлемых семейнозамещающих форм устройства (приемные и опекунские семьи), в том числе и усыновление детей.

На январь 2017 года в приемные и опекунские семьи, в том числе и усыновлено, 43 ребенка, возвращено в кровные семьи 6 детей.

Наряду с работой по передаче детей в семьи всегда остро стоял вопрос по профилактике возвращения детей из приемных семей в государственные сиротские учреждения.

С этой целью – устройство детей в приемные семьи, укрепление и развитие института приемный семьи -  было принято решение о создании коттеджного поселка для приемных семей в шаговой доступности от Ковалевского центра помощи детям.  Одновременно со строительством жилых коттеджей шло   укрепление материально – технической базы и   административной инфраструктуры Ковалевского центра помощи детям с целью организации эффективного сопровождения приемных родителей и их подопечных, возможности использовать опыт и все ресурсы Учреждения.

Как мы работаем.

Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни всегда была острой государственной проблемой. И будет таковой в нашей стране еще долгие, долгие годы

Традиционная воспитательная система и организация жизни в государственных учреждениях с круглосуточным пребыванием детей (детские дома и школы – интернаты) по своей сути уже не жизнеспособна и не соответствует задачам (скорее, вызовам) времени.

Социальную адаптацию ребенка – сироты и его социализацию – как процесс интеграции его в общество, в результате которого будет сформировано его самосознание и ролевое поведение, его способность к самоконтролю и к выстраиванию адекватных связей с окружающими, очень сложно успешно осуществить в казенном учреждении. Сложно, даже если воспитанник будет активно участвовать на занятиях в кружках по домоводству, кулинарных и столярных кружках, в спортивных секциях и в плановых тематических неделях и мероприятиях учреждения.

В процессе социализации у ребенка происходит формирование личности и самосознания, им усваиваются основные социальные нормы и умения, стереотипы и социальные установки, принятые в обществе формы поведения, общения и варианты различных жизненных стилей – и как это сделать успешно в замкнутом казенном пространстве, с системой общепита и общих спален? Жизненный опыт можно приобрести, только проживая эту самую жизнь в реальных условиях. Ребенок будет наиболее благополучно расти, если ему вернуть чувство дома, семьи, если помочь ему выстроить духовный стержень, на который он и будет опираться в дальнейшей жизни и, если дать ему духовный «компас», по которому всегда можно будет найти дорогу к Истине и Добру, даже если ребенок в своей взрослой жизни и собьется с пути.

Зачастую, сама организация жизни воспитанников в интернатных учреждениях устроена таким образом, что у них формируется только одна позиция – позиция сироты, не имеющего поддержки и одобрения в социуме. Эта роль реализуется человеком в течение всей его жизни и удерживает детей – сирот в инфантильной иждивенческой позиции, блокирует проявление потенциальных возможностей. В связи с трудностями социализации не решаются и задачи адаптации.

Иными словами, воспитанники детского дома, выходя за его порог, умеют, за нечастым исключением, «быть сиротой». Они надеются на покровительство, обладают «выученной беспомощностью», не подозревая, что можно опереться на свои собственные ресурсы.

Переход к самостоятельной жизни – важный момент в жизни любого молодого человека: и того, кто покидает учреждение, и, того, кто уходит во взрослую жизнь из родительской семьи. Этот переход к независимой жизни связан с серьёзными стрессами.

Вчерашнему выпускнику Учреждения необходимо привыкнуть к самостоятельному существованию, к ответственности за свою жизнь. Как и подростки из относительно благополучных семей, они стараются разобраться в себе, определить свой путь.

Государство в лице администрации детских интернатных Учреждений берёт на себя обязательство по обучению, воспитанию, обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всем самым необходимым. Но самостоятельная, взрослая жизнь ставит перед ребятами проблемы, к которым в реальности они оказываются неготовыми.

Выпускники детских домов чаще своих сверстников оказываются участниками или жертвами преступлений, теряют работу или жильё, с трудом создают семью, значительно быстрее становятся лицами, злоупотребляющими алкоголь и наркотики, жертвами суицида. Вхождение их в самостоятельную жизнь сопряжено с большими сложностями и не всегда проходит успешно. Причины возникновения трудностей вхождения ребёнка в систему социальных отношений могут быть совершенно разными. Прежде всего, они связаны с неадекватным восприятием сиротами тех требований, которые предъявляет социум.

Идеальным для любого ребенка, оставшегося без попечения родителей, является его устройство по любому семейному формату, от приемной семьи до усыновления. Это очень непростая задача и в настоящее время этот процесс в стране идет, идет успешно, но опыт показывает, что и проблем еще с семейнозамещающим устройством детей много.

Если решать проблему социальной адаптации и социализации детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые по разным причинам проживают в Учреждении, то делать это надо только в контексте духовно – нравственного воспитания детей, организации жизни ребят в условиях, максимально приближенных к домашним и опираясь на любовь и опыт людей, непосредственно заинтересованных в судьбе своих подопечных.

Мы создали в нашем Доме оптимальные условия для ребят, которые, по тем или иным причинам, не могут быть устроены в приемную семью.

Кроме того, нами начата очень важная и ответственная работа по профилактике социального сиротства: мы принимаем к нам ребят, родители которых временно и по очень уважительным причинам не могут выполнять свои родительские обязанности, но при этом не хотят расставаться со своими детьми. Помощь и своевременная поддержка кровных родителей помогают сохранить семью, не лишать детей крова и любви самых близких людей.

При создании Ковалевского центра помощи детям было принято решение, что это будет Дом для детей, он должен будет жить полноценной жизнью домашнего очага и ни в коем случае не должен превращаться в круглогодичный детский лагерь с круглосуточным пребыванием там детей, а воспитание ребят не должно будет подменяться пристойным проведением досуга и организацией полезных плановых мероприятий – для этого есть другие учреждения: детские лагеря, санатории, учреждения дополнительного образования и т.п.

Сущность воспитательного пространства Дома детей заключается в том, что жизнь наших детей не только организационно максимально приближена к жизни в обычной семье, но и внутренне она не формальна, не делится на декады «вежливости», «патриотизма», на различные акции и мероприятия.

Духовно - нравственное воспитание, занятия спортом, труд, путешествия, соревнования, подготовка домашнего задания, забота о здоровье и т.п. – все это элементы нашей каждодневной жизни, они не существуют сами по себе, они взаимосвязаны, дополняют и обогащают друг друга.

Система школьного образования является важнейшей составляющей организации жизни наших подопечных. Большинству наших детей крайне трудно освоить среднюю школьную программу. Многие из них просто не имели возможности нормально учиться в начальных классах, поэтому навыки школьного обучения просто не сформированы. Есть и другие причины, породившие эту проблему, но в любом случае учеба - это очень тяжелый и кропотливый труд как детей, так и их воспитателей.  Со всеми детьми работают специалисты: психолог, логопед, дефектолог, кроме того, широко используется практика привлечения репетиторов по математике и другим предметам для всесторонней помощи детям в усвоении образовательных нормативов. Своей школы в Ковалевском центре помощи нет, все ребята обучаются в учебных заведениях города Нерехта. Ковалевский центр помощи детям вынужден иметь и содержать собственный школьный автобус.

Обучение наших ребят совместно с обычными детьми, растущими в семье, несомненно, способствует их развитию через создание воспитывающих ситуаций в школьной среде, расширению их социальных контактов, повышению самооценки. Очень интересный факт из жизни наших детей: никогда, ни разу, их не дразнили «детдомовцами», на этой почве не было конфликтов.

Основная проблема и беда государственной системы призрения детей – сирот – это оторванность программ социализации воспитанников от реальной жизни, воспитание детей «по частям»: трудовое воспитание, интеллектуальное, эстетическое развитие в виде уроков, знания о семье и об окружающем мире – экскурсии, беседы, тематические занятия. Это порождает отсутствие у детей самих возможностей к самореализации, к самоидентификации, к произвольному и свободному познанию мира и позитивных человеческих отношений в ней.

В постсоветский период, до вступления в силу ФЗ - 273 «Об образовании РФ» от 29.12.2012 г., жизнь детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулировалась Министерством образования РФ и строилась в соответствии с требованиями к типовым детским домам.

С 01.01.15 вступил в силу ФЗ – 442 РФ «Об основах социального обслуживания граждан Российской Федерации», с 01.09.15 года   -    Постановление Правительства РФ №481 «О деятельности организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» - с этого момента в стране принципиально по – новому ставятся и решаются задачи по жизнеустройству несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей. 

                        

Необходимость принятия Постановления Правительства РФ № 481 обусловлена новой редакцией ст. 151.1 Семейного кодекса РФ, согласно которой к полномочиям Правительства РФ отнесено установления перечня осуществляемых организациями для детей – сирот видов деятельности и оказываемых услуг, порядок осуществления этой деятельности, требования к условиям содержания и воспитания детей – сирот.

НОУ «Ковалевский детский дом» с 01.09.15 становится социальным учреждением, Ковалевским центом помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Мы теперь не просто работаем, а предоставляем социальные услуги.

Адресность предоставления социальных услуг: дети – сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; дети, имеющие законных представителей, которые временно по уважительным причинам не могут исполнять свои обязанности в отношении ребенка; лица из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Содержание и воспитание детей – сирот является теперь работой по предоставлению определенного набора социальных услуг, регламентируется эта деятельность государственными стандартами социального обслуживания населения (социальные услуги детям) и другими законодательными актами.

Предполагается учет региональных особенностей социальной политики в сфере защиты детства при очень высоком федеральном стандарте.

Позитивные изменения с принятием нового законодательства в социальной сфере работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации – география получателей социальных услуг в нашем учреждении теперь может охватывать все регионы России (когда будут разработаны соответствующие межведомственные процедуры) и есть возможность работать с кровной семьей ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию, предотвратить его изъятие из семьи и передачу в государственное учреждение.

Жесткий приоритет в работе любой организации для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – устройство детей в приемные семьи, под опеку или усыновление.

Практическая реализация государственной политики по улучшению положения детей в РФ, в частности – несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей.

Материально – техническая база для   практической реализации государственной политики по улучшению положения детей, оставшихся без попечения родителей, в Ковалевском центре помощи детям имеется в необходимом объеме.

Принципы построения работы в Учреждении:

Принцип раздельного проживания мальчиков и девочек. Опыт 20 лет работы показал, что раздельное проживание детей способствует их более успешной социальной адаптации и социализации. Наши ребята живут не в закрытом пространстве, они посещают городские детские сады, учатся в обычных школах, встречаются с друзьями, в том числе и девочками, приглашают их в гости к себе, в Семью, вместе участвуют во всех школьных мероприятиях, соревнованиях. 

Принцип иерархически – ценностной структуры воспитания. Воспитание в Ковалевском центре помощи детям имеет четкую иерархически–ценностную соподчиненную систему, во главу которой ставится воспитание духа, затем – психологическая помощь и педагогическая коррекция, и, наконец,- укрепление организма и формирование здорового образа жизни. Духовно – нравственная сфера, религиозная, имеет центральное значение в иерархии душевных сил, но нет никакой психологической необходимости для ее развития   давать много чисто религиозного материала.  Опыт многолетней работы показал, что просто повседневная жизнь и ее атмосфера могут питать и углублять религиозные силы, воспитывать нравственный стержень – все всецело зависит от духовной установки, зависит от того духа, который царит в Доме, Семье. Живая память к духовно – нравственному, культурно – историческому наследию России и воспитание на лучших примерах родной истории делают воспитательный процесс содержательным и осмысленным.  Задача религиозного воспитания должна быть принята не как система внешнего принуждения, а как содействие взрослых раскрытию лучших движений души ребенка, как воспитание свободной любви к Церкви – и чтобы эта свобода питала любовь к Церкви.

Принцип семейственности и традиционности. Домашнее воспитание.  Формируя духовно – нравственные стержни детей, можно изменить систему их жизненных ценностей, изменить мотивацию ребят, и, соответственно, их поведение.  С такой сложной задачей может справиться только семья. Семья, как островок любви и надежности, позволяет ребенку усвоить опыт поколений во всей его сложности и многогранности в самой естественной и логичной форме, одновременно давая чувство опоры и уверенности в своем прошлом, настоящем и будущем.  Только православная семья, используя тысячелетний опыт христианского воспитания, может обеспечить преемственность поколений и воспитать полноценных добропорядочных граждан, ответственных семьянинов и христиан. ДОМАШНЕЕ ВОСПИТАНИЕ  в Ковалевском центре помощи детям  включает в себя всю многогранную, сложную, взаимосвязанную работу по реабилитации детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по их социализации и социальной адаптации на основе православной педагогики,  в которой   главную роль играет соприкосновение детей с Таинством – особенно с Исповедью и Причастием, а вся жизнь строится в атмосфере свободной, всецелой, доверительной любви к Церкви, к ее истории и традициям, неразрывно связанных с историей,  культурой и традициями  Отечества.

Принцип практической ориентированности воспитания. Основная проблема и беда государственной системы призрения детей – сирот – это оторванность   программ социализации от реальной жизни, воспитание детей «по частям»: трудовое воспитание, интеллектуальное, эстетическое развитие в виде уроков, знания о семье и об окружающем мире – экскурсии, беседы, тематические занятия.  Это определяет отсутствие у детей самих возможностей к самореализации, к самоидентификации, к произвольному и свободному познанию мира и позитивных человеческих отношений в нем. Мы стремимся вырастить активных людей, приспособленных к жизни в бытовом плане, способных к взаимопониманию и общению, обладающих совестью и умеющих применить в жизни все свои знания и навыки. Наши дети должны знать не только свои права и уметь их отстоять, они должны знать свои обязанности и меру своей ответственности во всех сферах жизнедеятельности.

Согласно Национальному стандарту РФ ГОСТ Р 54343-2011

"Социальное обслуживание населения. Порядок и условия предоставления социальных услуг детям" в Ковалевском центре помощи детям предоставлен весь комплекс социальных услуг (социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-правовых и других, предусмотренных законодательством РФ) для обеспечения воспитанников максимально полной и своевременной социальной адаптацией к жизни в обществе, семье, к обучению и труду.

Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы (Указ президента РФ № 761 от 01.06.12) предполагает уделять особое внимание уязвимым категориям детей, в том числе и детям, оставшимся без попечения родителей. С этой целью предложено формировать новую общественно-государственную систему воспитания детей, обеспечивающей их социализацию, высокий уровень гражданственности, патриотичности, толерантности и законопослушного поведения, в том числе разрабатывать и внедрять формы работы с такими детьми, позволяющие преодолевать их социальную исключенность и способствующие реабилитации и полноценной интеграции в общество. Эту задачу предложено решать с помощью активного развития  системы дополнительных образовательных услуг.

В Ковалевском центре помощи детям есть серьезный блок работы, обеспечивающий реализацию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, причем заниматься в секциях и кружках могут не только наши ребята, но и дети из окружающего социума, на безвозмездной основе.

В Распоряжении Правительства РФ от 29.05.15 № 996 – р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 гола» в качестве одной из приоритетных стратегических установок государства названа работа по повышению эффективности комплексной поддержки уязвимых категорий детей (оставшихся без попечения родителей и детей – сирот), способствующей их социальной реабилитации и полноценной интеграции в общество.

В Ковалевском центре помощи детям создана уникальная система поддержки и воспитания детей: от их домашнего воспитания в Семье до работы по их реабилитации и развитию с помощью системы дополнительного образования, активного отдыха и медицинского сопровождения.

Кроме того, одними из важнейших направлений развития воспитания в стране названы:

  • Развитие вариативности воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребенка с учетом его потребностей, интересов и способностей.
  • Развитие форм включения детей в интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую, общественно полезную, художественно-эстетическую, физкультурно-спортивную, игровую деятельность, в том числе на основе использования потенциала системы дополнительного образования детей и других организаций сферы физической культуры и спорта, культуры.
  • Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение в правительственном программном документе по стратегии развития воспитания в стране рассматривается с точки зрения обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки и на основе отечественных традиций и предполагает:
  • Воспитание у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям.
  • Формирование у детей умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
  • Развитие навыков совместной работы, умение работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий.
  • Содействие профессиональному самоопределению детей, приобщения их к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.

Стратегия построения и качество работы в Ковалевском центре помощи детям полностью соответствует основным задачам воспитания, поставленным на государственном уровне и поэтому Учреждение внесено в реестр поставщиков социальных услуг Костромской области.

Подготовка воспитанников Ковалевского центра помощи детям к самостоятельной жизни.

Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни всегда была острой государственной проблемой. Система государственного попечения охватывает практически всех детей, нуждающихся в опеке, и создаёт, несомненно, необходимые материальные предпосылки для их полноценного развития и подготовки к взрослой жизни.

Однако, традиционная воспитательная система и организация жизни в государственных учреждениях с круглосуточным пребыванием детей не всегда способна дать детям необходимые навыки к условиям взрослой, самостоятельной жизни.

Самое благоприятное и лучшее, что может сделать государство для «ничейного» ребенка – это подобрать ему приемных родителей, опекунов, вернуть таким жить и расти в семье. Но это не всегда представляется возможным сделать.        

Как ни печально, сиротские учреждения, социальные организации для детей, оставшихся без попечения родителей, существовать будут до тех пор, пока не изменится менталитет жителей всей страны. Пока есть родители, которые отторгают заботу о собственных детях, будут существовать и сиротские дома. Пока институт приемной семьи несовершенен и есть ребята, которые по разным причинам не могут быть переданы на воспитание в приемные семьи или быть усыновлены, будет необходимость в том, чтобы государство помогало таким детям и дало бы им Дом.  Поэтому   необходимо сделать все возможное для благоприятного проживания там детей и их воспитания. 

Духовно – нравственное воспитание в Учреждении является неотъемлемой частью повседневной работы. ФЗ – 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 гарантирует «содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры».

ОСНОВНЫМ СРЕДСТВОМ  духовно – нравственного развития ребенка и его воспитания  является создание  такой воспитательной и образовательной среды Дома,  которая бы полной мере  способствовала  духовному  обновлению  и формированию  личности воспитанника,  в которой бы  закладывалась  адекватная иерархия целей и ценностей  его жизни  и формировались бы  необходимые компоненты его полноценной жизнедеятельности, как в Ковалевском центре помощи детям, так и при выходе в самостоятельную взрослую жизнь. Таким основным средством в Ковалевском центре помощи детям стало проживание и воспитание ребенка в Семье -  искусственно смоделированной многодетной разновозрастной Семье, жизнь в которой устроена согласно православным традициям. 

Если основное средство духовно – нравственного воспитания в Ковалевском центре помощи – это прежде всего теплое, с любовью, воспитание ребенка в Семье, это духовные упражнения ума, чувства и сердца ребенка, то ОСНОВНАЯ ФОРМА воспитательной работы – это совместное служение добру в повседневной жизни взрослых и детей, это стремление к взаимопониманию с друг другом и с окружающим миром.

Совместная деятельность ребенка и окружающих его людей, их доброе взаимодействие, со - переживание, их со - радование и со - страдание являются необходимым условием возникновения и проявления одной из важнейших способностей ребенка – его доброго, милосердного и деятельного отношения к людям как к самому себе. Добросердечные и доверительные отношения ребенка с взрослыми и детьми в Семье и в Доме    защищают его ото   лжи, дурного влияния и агрессии бездуховного мира, а внимательное, требовательное и корректное отношение взрослых воспитателей к своим подопечным располагает к созданию атмосферы взаимопонимания в Семье.

При создании Ковалевского детского дома (или просто Дома), а теперь Ковалевского центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей, 20 лет назад было принято принципиальное решение, что жить и воспитываться дети будут в Семьях, в условиях, максимально приближенным к нормальным домашним условиям.

Каждая такая Семья, рассчитанная максимально на 8 ребят, проживает в отдельной квартире на практически полном самообслуживании, с детьми постоянно находится дежурный воспитатель. Состав взрослых, которые работают с Семьей, не меняется. Ребята живут в комнатах, рассчитанных на 2 или максимум 3 человека. Каждая Семья – это отдельная квартира, где есть спальни ребят, комната воспитателя, несколько санузлов, общая комната и буфетная – столовая.

У каждой семьи есть свой небольшой приусадебный участок.

Такой домашний принцип организации жизни помогает создать условия для освоения детьми естественным путем различных функциональных ролей в семье. Семейный уклад жизни играет важную роль в разрушении у воспитанников характерного для подобного типа детей психологического стереотипа общежития, где все общее, «ничейное»; у ребят появляется осознанная хозяйская жилка – это моя вещь, это вещь нашей семьи, за ними надо следить и их надо беречь.

Воспитание в Семье позволяет компенсировать проживание детей с момента рождения не только в неблагополучной социальной среде, но и в окружении информационного, эмоционального голода.  Ребята жили без ярких красок, без любви и теплых улыбок, без детских игр и материнских песен, без чтения книжек, без рисования и много другого. Воспитание в Семье позволяет создать для детей разнообразную, насыщенную и понятную для каждого ребенка развивающую среду.

Мужчины-воспитатели в Учреждении, к сожалению, не задерживаются из – за невысокой зарплаты, поэтому в кадровой и социальной политике Дома – нерушимое правило – все взрослые должны быть достойны быть примером Взрослого для ребенка. Это касается тренерского состава, многочисленных друзей и попечителей, которые принимают деятельное участие в жизни Ковалевского центра помощи детям, участников походов и путешествий, сотрудников административно – хозяйственной части.

Каждая Семья строго индивидуальна и уникальна. Уникально все: и планировка квартиры (нет ни одной одинаковой), и состав воспитателей (с их опытом, знаниями), и интересы детей, их здоровье, характер и их предпочтения, их любимая еда, домашние животные, праздники и традиции – все то, что составляет неповторимый стиль, определяющий само понятие «семья».

СУЩНОСТЬ воспитательного пространства Ковалевского центра помощи детям, таким образом, заключается в том, что жизнь наших детей не только организационно максимально приближена к жизни в обычной семье, но и внутренне она не формальна, не делится на декады «вежливости», «патриотизма», на различные акции и мероприятия.

Духовно -  нравственное воспитание, занятия спортом, труд, путешествия, соревнования, подготовка домашнего задания, забота о здоровье и т.п. – все это элементы нашей каждодневной жизни, они не существуют сами по себе, они взаимосвязаны, дополняют и обогащают друг друга.

С учетом выше сказанного, в Ковалевском центре помощи детям, оставшихся без попечения родителей, была разработана Программа «Русский месяцеслов», направленная на решение проблемы – социальной адаптации детей – сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, их социализации.  Программа «Русский месяцеслов» основывается на концепции цели, задач, основных направлений и принципов деятельности Ковалевского центра помощи.

Календарная основа построения воспитательной работы по   программе «Русский месяцеслов» – Православный церковный календарь, в соответствии с которым планируется и строится вся воспитательная и образовательная работа в Семьях. Такая событийная и содержательная основа планирования работы позволяет наиболее полно учесть все особенности проживания и воспитания детей в Ковалевском центре помощи детям: жизнь ребят в Семье, в условиях, максимально приближенных к нормальной домашней жизни (очень непохожей на организованную круглосуточную жизнь детского казенного учреждения); сочетания    индивидуальной работы с каждым ребенком с сохранением целостности и неповторимости атмосферы каждой Семьи и всего Дома для детей. Индивидуальная работа подразумевает воспитание детей с учетом их возрастных и психофизических особенностей, состояния их соматического здоровья, их интересов и увлечений.

Домашняя размеренная жизнь с ее повседневными и сезонными заботами, государственные, православные праздники и праздничные традиции Семьи, каникулярные путешествия и общение с интересными людьми – все это   вносит в детскую жизнь радость, сообщают особый ритм духовной жизни детям и взрослым в Семье и в Доме детей, помогает понять смысл духовных и культурно – исторических традиций своей страны и остаются в памяти ребенка «капелькой счастья». 

Наш опыт работы и анализ жизнеустройства выпускников различных форм замещающих семей показал, что оптимальным способом для гармоничного и нравственного развития ребенка сироты является замещающая реальная семья с полноценными родственными отношениями.

Если говорить об Учреждении для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то система, существующая в Ковалевском детском доме многие годы, также доказала свою эффективность и оказалось, что именно такой пример жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей, закреплен законодательством РФ, с 01.09.15.
Важной частью нашей работы является сопровождение и поддержка наших выпускников. Все наши ребята сохраняют дружеские отношения после того, как выходят в самостоятельную жизнь, поддерживают друг друга морально и материально. Есть и крепкие сложившиеся дружеские отношения, настоящая мужская дружба. Ребята получают образование, от среднего профессионального до высшего, работают, устраивают свою семейную жизнь. Мы поддерживаем отношения практически со всеми нашими выпускниками в социальных сетях, многие ребята нас навещают в свободное время. Имея отличную спортивную подготовку и здоровье, они достойно служат в рядах Вооруженных Сил РФ и выбирают впоследствии контрактную армейскую службу.
Мы помогает нашим детям поступить в учебные заведения, сопровождаем их во время учебы, решаем их жилищные и все возникающие проблемы.
Трудно даже подсчитать то количество курсовых и дипломных работ, кандидатских и докторских диссертаций, которые написаны на основе опыта работы Ковалевского центра помощи детям.
Директор Ковалевского Детского дома протоиерей Андрей Воронин, помимо церковных, имеет ряд правительственных наград: орден «За заслуги перед Отечеством» II степени, медаль «Патриот России», а в 2006-м году был назван «Человеком года» по Костромской области.
Домашнее воспитание в Ковалевском детском доме уникально. Опыт работы по созданию Семей – семейно – воспитательных групп, объединенных общим Домом, общей концепцией развития, но имеющих свою индивидуальность и неповторимость, апробирован на многолетнем опыте работы и может стать в нашей стране одной из базовых моделей организаций для детей, оказавшихся без попечения взрослых.

В этом непростом деле нам активно помогают наши друзья, которые оказывают нам не только значительную материальную помощь, но и дарят свое время, внимание и заботу.
Мы благодарны всем, кто с нами вот уже почти два десятка лет.
Кто-то с нами рядом уже долгие годы, не смотря на кризисы и собственные сложности, кто-то только начал знакомиться с нами, пытается нам помочь и оказывает адресную помощь.
Без всех этих людей с большим сердцем наше существование было бы не реально.

Иеромонах Иоанн Воронин (в миру протоиерей Андрей Воронин)

Протоиерей о. Андрей Воронин

Иеромонах Иоанн Воронин – родился 3 декабря 1959 г. в Керчи. Окончил Географический факультет МГУ им. Ломоносова (1985) по специальности «Гляциология», Духовную Семинарию (1989). Работал в Магаданской области, на Шпицбергене, на Кавказе. Директор Ковалевского детского дома в селе Ковалево под Нерехтой в Костромской области (с 1995). Создатель Детского Экстремального Проекта. Директор ЧУ «Ковалевский центр помощи детям».